15 лучших игр для расширения словарного запаса

Людей с богатым словарным запасом всегда приятно слушать. Именно поэтому о его расширении стоит задуматься как можно раньше. Предлагаем вам лучшие словесные игры. Они не займут много времени, зато очень обогатят речь вашего малыша. В них можно играть по дороге в садик, во время прогулки, в очереди. Только не затягивайте процесс. Если заметите, что внимание ребенка начинает рассеиваться, переходите к другим развлечениям.

1. «Поводырь». На прогулке закройте глаза, и пусть ребенок описывает вам, что вас окружает.
2. «Описание объекта». Предложите малышу описать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Можете помочь, задавая разные вопросы: «Какого он размера? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего его можно использовать?».
3. «За кем последнее слово». По очереди описывайте объект одним словом. Проигрывает тот, кто больше не может ничего придумать.
4. «Ищем детали». Вводите в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например: «Вот автомобиль. Что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…».
5. «Описываем свойства предметов». Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?». Таким образом, дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
6. «Придумываем историю». Рассказывая какую-то историю, периодически делайте паузы, чтобы ребенок вставлял нужное по смыслу слово.
7. «Что может быть?». Называйте прилагательное, предложив малышу подобрать к нему существительные. Например, «синее». Что может быть синим? Ребенок перечисляет: небо, море, краски… Затем игра наоборот. Назовите предмет, к которому необходимо подобрать прилагательные. «Мяч какой?» — Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
8. «Стань писателем». Предложите малышу 5-7 слов — пусть он составит из них рассказ. Если ребенку сложно запоминать слова на слух, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
9. «Найти повтор». Произнесите стилистически неправильную фразу — пусть малыш попытается найти тавтологию и исправить ее. Например: «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
10. «Игра в антонимы». Назовите слово и предложите ребенку подобрать слово-антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».
11. «Игра в синонимы». Аналогичная предыдущей, только подбирать необходимо одинаковые по смыслу слова. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.
12. «Добавь слово». Вы называете начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Коля оделся и… (побежал гулять).
— он замерз и… (пошел домой).
— стали они играть… (с зайчиком).
— зайчик испугался и… (побежал, спрятался)
— девочка обиделась и… (ушла, заплакала).
13. «Что увидел?». Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
14. «Бюро путешествий». Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
15. «Мой репортаж». Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи? Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А сами понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изображения добавляются только в формате JPEG

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.